В Москве в одном из арбатских переулков расположен удивительный дом, в народе его называют Дом Мельникова. Как он сохранился в практически неизменном виде почти сто лет — загадка. Этот дом включен во все иностранные путеводители и признан ими одной из главных достопримечательностей Москвы. Дом известен всем интересующимся Москвой иностранцам, но даже среди москвичей довольно много тех, кто про этот дом слышали отдаленно или вообще не слышали. Этому способствовал тот факт, что дом был закрыт до 2014 года, его сотрясали скандалы и вокруг него непрерывно шли имущественные споры и суды. Но замечательно, что Московский государственный музей архитектуры все-таки добился статуса музея для дома Мельникова и с 2014 года в дом стали пускать посетителей, всего пять человек в день. Был обустроен и открыт для посетителей двор вокруг дома. Сюда всегда можно зайти во время прогулки по Арбату, сделать несколько фотографий и по стендам во дворе дома познакомиться с творчеством одного из самых знаменитых русских архитекторов Константина Мельникова. Чтобы попасть внутрь дома, надо записаться по телефону за месяц вперед, процедура долгая и сложная, но экскурсия стоит того, чтобы потратить время на предварительную запись.
Дом Мельникова называют иконой и символом русского авангарда. Мельников построил здание, не подчиняющееся никаким законам и нормам, но проект этого дома есть в каждом учебнике архитектуры и его изучают студенты во всем мире. Дом Мельникова неподвластен времени. Современным и авангардным он был в 20-е годы прошлого столетия, про него вспомнили и оценили в 60-е годы, когда Мельников наконец получил заслуженные регалии, а в наши дни дом стал суперпопулярным и через 100 лет выглядит таким же современным и авангардным, как и в начале 20-го века. Константина Мельникова называют архитектором, опередившим время на десятилетия, и время это наглядно доказало. И ещё два факта, характеризующие оценку творчества Мельникова. В честь столетнего юбилея архитектора ЮНЕСКО объявило 1990 год годом Константина Мельникова. По результатам опроса членов Российской академии архитектуры, проведенном в 2001 году, Константин Мельников занял первое место среди выдающихся отечественных архитекторов 20-го века.
Константин Мельников построил свой дом в 1927 году. Ему удалось реализовать практически невозможное. В стране была разруха, сотни тысяч людей уплотнялись и заселялись в дома-коммуны и коммунальные квартиры, не хватало самых простых строительных материалов. Но в этом и состояла суть конструктивизма: при дефиците денежных и материальных ресурсов создавать уникальные архитектурные решения. К моменту начала постройки своего дома, Мельников уже спроектировал саркофаг для тела Ленина, а павильон СССР его авторства произвел фурор на Международной выставке в Париже в 1925 году, где получил золотую медаль. Эти работы стали охранной грамотой для Мельникова и позволили ему на собственные деньги построить жилой дом своей мечты в Кривоарбатском переулке.
В строительстве дома Мельников применил множество новых архитектурных решений, некоторые из которых не осмыслены до настоящего времени. Композиция дома представляет собой два разновысоких вертикальных цилиндра одинакового диаметра, врезанных друг в друга на треть радиуса, тем самым образуя форму плана дома в виде цифры «8», ориентированную по направлению север-юг. Более низкий цилиндр со срезанной по вертикали остекленной южной частью завершён плоской крышей с открытой террасой.
Одним из самых интересных инженерных решений, использованных Мельниковым, была сотовая кладка стен. Все стены состоят не из сплошного кирпича, а представляют собой сетчатый каркас, напоминающий пчелиные соты. Достигалось две цели: во-первых, получалась значительная экономия кирпича, кроме этого его не надо было разбивать пополам, использовались только целые кирпичи, а во-вторых, такая кладка хорошо распределяла нагрузки, здание значительно облегчалось, но при этом было устойчивым. Не потребовались никакие дополнительные несущие конструкции, кроме стен. Дом во время войны выдержал ударную волну от фугасной бомбы, попавшей в Вахтанговский театр. Сотовая структура стен позволяла планировать внутреннее пространство любым способом, ненужные окна закладывались строительным мусором и заштукатуривались. По воспоминаниям современников строительства, со стройки не было вывезено ни одной тачки мусора.
Под стать стенам были перекрытия дома — они представляют собой квадратную сетку из поставленных на ребро досок, с размерами ячейки 50 см. В итоге перекрытия в доме сочетали высокую прочность, низкую себестоимость и хорошую экологию. В качестве строительных материалов при строительстве дома использовались только кирпич и дерево. В доме не было железобетонных перекрытий, кроме небольшой области в подвале над печью.
Некоторые исследователи творчества Мельникова проводят прямые аналогии между необычной конструкцией стен и строением пчелиных сот и еще глубже со структурой углеродных трубок.
Оригинальным способом решена проблема отопления дома. В доме нет никаких батарей и труб центрального отопления. Система обогрева дома построена на воздуховодах, по которым нагретый воздух естественным образом поднимается в комнаты из подвала, в котором была расположена единственная угольная печь, а сейчас стоит калорифер. Наружный холодный воздух поступает к калориферу через две симметричные решетки, расположенные по обе стороны от входа. В доме тепло даже в очень холодные зимы, это подтвердил охранник, который неотступно следовал за нами во время экскурсии. Оригинально была решена проблема печных труб, они стали стилевым элементом конструкции здания в духе того же конструктивизма. Бывшие печные трубы, а сегодня вентшахты, проходят по месту стыка двух беленых цилиндров дома и с одной стороны ярко выделяются на фоне белых стен дома, а с другой являются неотъемлемой частью его внешнего вида.
Но главной особенностью дома, по словам самого Константина Мельникова, является «равноценность и равномерность напряжений, света, воздуха и тепла». В его доме действительно нет концентрации напряжений конструкций дома, тепло и воздух естественным образом равномерно распределяются по помещениям, а свет внутри дома в течение дня также равномерный без резких светотеней. Мельников был абсолютным сторонником естественного освещения, потому так много окон в доме, а их положение специальным образом подобрано, чтобы освещение помещений дома было одинаковым и максимально бестеневым в течение всего дня от восхода и до заката солнца. Может быть, в том числе и по этой причине была выбрана форма дома на основе цилиндров.
В доме нет ни одного угла. Кто-то считает, что в круглых помещениях не очень комфортно жить, но также есть мнения, что квадратные помещения собирают негатив, а круглые концентрируют положительную энергию. Нам дом понравился, есть в нем какая-то особая аура. Дом Мельникова — это одновременно и памятник инженерной мысли, и памятник архитектурной эпохи, и мемориал талантливого архитектора. Дом уникален почти полной сохранностью внутренней обстановки. Ковры, мебель, множество других вещей сохранились с 20-х годов прошлого века. Дух времени производит не меньшее впечатление, чем фантазия создателя дома.
Судьба Константина Мельникова как архитектора, в целом, печальна. В начале его творческого пути он был востребован советской властью. Строил гаражи в духе конструктивизма: Госплана, Бахметьевский, Интуриста, дома культуры, самые известные и сохранившиеся из которых: им.Русакова, дома культуры завода Каучук, фабрик Свобода и Буревестник. Сегодня есть возможность познакомиться с сохранившимися зданиями Мельникова, один раз в месяц на тему его творчества в Москве проводится автобусная экскурсия от государственного музея архитектуры. По проекту Мельникова, кстати, был создан московский парк им.Горького. Но чем дальше, тем больше противоречий возникало у Мельникова с линией партии в архитектуре. Он всегда имел независимое мнение относительно целей архитектуры, не реагировал на критику коллег по цеху и кончилось это плачевно. Его лучшее архитектурное творение, дом-мастерская, было оценено современниками весьма неоднозначно. Особенно ему досталось от членов ВОПРА (Всероссийского общества пролетарских архитекторов). Архитектурные решения Мельникова назывались формальными, что это всего лишь игра «чистых» конструкций, к тому же, идейно выхолощенная. В облике здания в Кривоарбатском переулке находили враждебные классовые черты, а дом называли жилой буржуазной ячейкой. Мельников платил критикам той же монетой и без прикрас оценивал их пролетарское архитектурное творчество. В том числе и по этой причине, а главное в связи с переходом советской архитектуры от авангардистских идей к этапу сталинского ампира, Мельников был по сути отлучен от своей профессии, и после 1936-го года не был реализован ни один его проект. Архитектор занимался в основном преподавательской деятельностью. В 1965 году про Мельникова все-таки вспомнили, ему без защиты диссертации присваивается учёная степень доктора архитектуры, а в 1972 году он получил почётное звание заслуженного архитектора РСФСР. Но жизнь уже прошла.
Не могли не отметить стихотворение поэта Андрея Вознесенского, посвящённое Дому Мельникова. Точнее не скажешь.
«Двое любовников Кривоарбатских.
Двойною башенкой слились в объятьях.
Плащом покрытые ромбовидным.
Не реагируя на брань обидную».
Сегодня Дом Мельникова является официальным государственным музеем. Долгое время никак не могли разрешиться имущественные споры между государством и родственниками Мельникова, поэтому никаких реставрационных работ в доме не проводилось. В настоящее время все вопросы практически решены, и уже готов проект большой реставрации дома. Понравилась оценка ситуации с домом Мельникова, которая попалась нам в сети, в том смысле, что эта ситуация характерна для нашей страны и все-таки больше оптимистическая. Это дом с непростой судьбой, его история запутана и обременена страстями русской души. Но он, все равно, является иконой русской и мировой архитектуры 20-го века и магической точкой Москвы, с которой надо непременно познакомиться.
Leave a Comment