Вокзал — «Vauxhall», со времён возникновения данной типологии комплекса сооружений архитектуры и технических сооружений считался примером монофунции. Вокзалы были вектором возникновения городов, определяли их специализацию и уровень жизни. Как показывает опыт, вокзалы начала 20-го в функционируют и в наши дни, однако среда их деградирует, ремонт памятников не инвестируется, статус территорий, а, соответственно, и города понижается.
Согласно «Своду памятников архитектуры и монументального искусства России» в состав вокзальных ансамблей входят выявленные объекты культурного наследия : пассажирское здание вокзала III класса и веерное депо; к объектам, представляющим собой историко-культурную ценность относятся: пакгауз, туалет, водонапорная башня, жилые дома.
Анализ ценности застройки вокзалов показал, что архитектура ветки Вологда-Киров действительно носит ансамблиевый характер и со всей полнотой воплотилась по замыслам архитекторов, разработавших типовые проекты — Буй, Николо-Палома, Свеча и и Шарья -коренные станции ветки , не включая Вологду и Киров(бывш.Вятка) и сохранили свою первозданную красоту нерасторжимого единства архитектуры в стиле модерн и техники. Анализируя ситуационный план можно сделать выводы о том, что вокзал стал вектором направления роста пристанционных посёлков и дал жизнь современным существующим городам. Так же очевидно, что не все объекты были реализованы согласно разработанному архитектором(победившему в свободном конкурсе, объявленном Главным управлением путей сообщения и публичных зданий) типовому генеральному плану. На размещение объектов влияли территориальные, природные, социальные и экономические факторы.
Изучив архивные и фотографические данные разных эпох, автор провёл историко-гинетический анализ вокзального комплекса г Шарьи .Среда вокзала в потерпела большие изменения во время бурного роста города в 50-е годы, когда была надстроена антресоль в целях расширения служебных функции, была развита розничная торговля со стороны перронов. К сожалению, на настоящий период времени от подлинной среды не остались ни штакетники, ни регулярный сквер, заложены дверные проёмы и частично закрыт витражный портал. Со врёмен строительства здания изменился социальный аспект объёмно-планировочного решения. Классовое деление пассажиров сменилось подразделением последних на пассажиров отправления и прибытия по блоку операций, производимых последними на вокзале.
Разработанный автором проект ревитализации вокзального комплекса в г.Шарья демонстрирует инновационный подход адаптациии объекта культурного наследия и территории, на которой расположено здание, к современным потребностям жизнедеятельности и основан на принципах гибкости и мультипликативности.
Программа ревитализации на основе историко-гинетического и градостроительного анализов с учётом потребностей проектной команды. Она заключается в разработке модулей, работающих автономно в различное время суток. Гибкое конструктивное решение позволяет ансамблю адаптироваться во времени и сохранять принципы анфиладности и симметрии, характерные для типовых проектов вокзальных комплексов нач. XX в.
Модули могут работать как на «наращивание» функций, так и на их «сворачивание». Такой подход актуален в современном мире, поскольку происходит большой рост инженерной индустрии и технической отрасли. Ансамбль вокзала с гибкой конструктивной схемой может легко адаптироваться под изменяющиеся социальные, экономические условия. Так же применение ламелиевых подвижных фасадов позволит регулировать открытость / приватность функциональных зон внутри пристраиваемых модулей, позволит контролировать микроклимат внутри помещений. Процесс открывания/закрывания ламелей продемонстрирован на видео.
По мнению автора, внедрение таких функций как фастфуд, хостел, коммерческие предприятий и офисов, позволит памятнику архитектуры устойчиво функционировать за счёт привлечения средств инвесторов. Программа применима для любого типового вокзала III класса ветки Вологда-Киров.
Leave a Comment