Объект культурного наследия регионального значения
«Монастырь Свято-Николаевский (Белогорский): Собор Крестовоздвиженский»
Россия, Пермский край, Кунгурский район, д. Белая Гора, ул. Монастырская, д. 1
авторы:
Компания — «НПО «Реставрация». Научный руководитель, ГАП — Михаил Девятериков. специалисты-архитекторы: Трясцин Илья, Харламов Алексей, Аристов Илья.
Крестовоздвиженский собор – крестово-купольный храм с большим центральным куполом и четырьмя малыми главами, расположенными по углам, еще пять малых глав предполагались над папертями собора. Собор с запада дополнен притвором с двумя шатровыми звонницами.
Основной объем надземной части Крестовоздвиженского собора – двухсветный, под которым расположен «пещерный» храм. Фасады Крестовоздвиженского собора решены в стиле т.н. «эклектики», выразившегося в использовании традиционных элементов «византийского» и «неорусского» стилей архитектуры крупные и мелкие кокошники и закомары, балясины с «дыньками», кирпичный орнамент в виде «бегунца», гирьки в проемах звонниц, формы куполов и шатровых завершений – напоминали своей архитектурой Владимирский храм в Киеве или храм Христа Спасителя (арх. К. Тон) в Москве, по альбомам которого он был исполнен.
В 1916 г. внутри собора было поставлено паровое отопление, устроенное на средства ктитора и попечителя обители П.С. Жирнова. В самом соборе из метлахской плитки выложен каменный пол, как дар попечителя обители Д.С. Жирнова. Стены собора снаружи украшены разными иконами, писанными на жести в мастерской монастыря. Вокруг самого собора устроена площадь и вся залита асфальтом, что представляло удобство для всех при совершении крестных ходов и других молений, а главное предохраняло нижнюю часть собора от сырости.
В ноябре 1916 г., в общем совещании во главе с настоятелем монастыря о. Архимандрита Варлаама, и старшей братии обители, при участии Благочинного монастыря Архимандрита Ювеналия, Епархиального Миссионера А.Г. Куляшева и попечителя обители Д.С. Жирнова обсуждался вопрос относительно времени освящения соборного храма, который уже почти был окончен постройкой. Решили к весне 1917 г. поспешить окончанием постройки всего собора, а в первых числах июня назначить его освящение. После совещания спешно начали заканчивать работы, как внутри, так и снаружи собора. К весне 1917 г. был поставлен средний главный иконостас. Иконы для иконостаса исполнены в живописной мастерской монастыря, изображения написаны в греческом стиле. Красиво сделаны заклиросные киоты, художественной работы. Наиболее дорогие иконы, помещенные в иконостасе, современники оценивали по 3 тыс. руб.
Когда все работы по постройке собора были уже закончены, тогда приехала комиссия во главе с инженером Артемовым, осмотрела тщательно весь выстроенный собор и составила акт в его благонадежности и прочности (к сожалению, акт приемки здания собора пока не выявлен).
После этого был сделан доклад Епископу Андронику об окончании постройки собора, и Владыка назначил освящение собора 7, 8 и 9 июня, «дабы три дня было духовное и радостное торжество». О предстоящем событии были посланы приглашения всем посетителям и благодетелям обители, разосланы печатные извещения об этом событии по всей России.
На церемонии освящения Крестовоздвиженского собора (7-9 июня 1917 г.) присутствовало около 30 тыс. человек, в т.ч. 2,5 тыс. духовных лиц. Собор произвел большое впечатление на всех собравшихся: «Красуйся и радуйся обитель Белогорская, веселитесь и все Вы насельники ее, во главе с настоятелем своим о. Архимандритом Варлаамом, имея такой чудный и великолепный собор на вершине Уральского Афона – Белой Горы. Не забывайте в усердных молитвах своих всех благотворящих Вам и питающих Вас, и давших Вам милостыни. Пусть в этом храме святом совершается всегда бескровная жертва о спасении всех людей. Пройдут десятки и сотни лет, много изменится в мире сем, но этот дивный Божий храм как твердый адамант будет стоять, и красоваться на вершине Белой Горы, привлекая к себе сердца всех людей».
В 1918 г., Белогорский монастырь был закрыт и разорен, в 1919 г. монастырь вновь начал наполняться монашествующими. В начале 1920-х гг. на территории монастыря была размещена колония призреваемых Осинского уездного собеса. Службы в соборном храме продолжались вплоть до 1923 г., когда произошло окончательное закрытие Белогорского монастыря.
В 1920-е гг. на территории бывшего Белогорского монастыря была размещена колония малолетних беспризорников, с 1924 по 1926 гг. – колония инвалидов окружного значения, в 1930-1950-е гг. – колония спецпереселенцев с Дона, Кубани и Украины; в последующее время, соборный храм попытались приспособить под кинотеатр (можно поискать материалы проекта).
В советский период интерьеры собора были полностью изменены; к сохранившимся элементам интерьера, предметам охраны отнесены: лестницы на хоры и балкон, балкон с металлическим кованым ограждением, общее планировочное решение.
В 1986 -1990 гг. территория бывшего Белогорского монастыря не использовалась.
В 1990 г. монастырский комплекс решено передать возрожденной общине Свято-Николаевского монастыря. Тогда же начались реставрационные работы по возрождению Белогорского монастыря и его отдельных объектов: соборный храм, братские корпуса № 1и 2, здание мастерских. Проект разрабатывался институтом «Пермагропромпроект».
Проект восстановления Крестовоздвиженского собора был разработан архитекторами Г.Л. Кацко и А.А. Метелевым, в т.ч. был разработан «Паспорт отделки фасадов» (2005), на основании актов, зафиксировавших натурные обследования соскобов, сделанных со стен собора в середине 1980-х и в начале 2000-х гг.
Leave a Comment